Макс Брух (1838–1920)
Немецкий композитор и дирижёр. Начальное музыкальное образование получил у своей матери - певицы. Рано проявил музыкальное дарование: писал музыку с 11 лет, как композитор дебютировал в 14 лет (симфония Б. исп. в Кёльне в 1852).
В 1853-57 Макс Брух учился в консерватории у Ф. Хиллера (композиция) и К. Рейнеке (фортепиано) в Кёльне, где затем преподавал музыкально-теоретические предметы (1858-61). Был музик-директором в Кобленце (1865-67), придворным капельмейстером в Зондерсхаузене (1867-70), дирижёром Штерновского хорового общества в Берлине (1878) и Филармонического общества в Ливерпуле (1880-83), рук. оркестра в Бреславле (1883-90), профессором Высшей школы музыки в Берлине (1891-1910).
Творчество Бруха относится к позднеромантическому направлению, стиль его письма традиционен.
Известность принесли опера «Лорелея» (1863) и произведение для хора и оркестра «Фритьоф» (1864); популярен также Концерт для скрипки с оркестром No 1, g-moll.
Наиболее значительны его крупные светские хоровые произведения с оркестром, отличающиеся мастерством полифонического голосоведения, богатством гармонических средств, эффектной красочной инструментовкой. В своих духовных хоровых произведениях Брух уделяет главное внимание мелодической ясности, доступности выразительных средств, завершённости формы (широко известно его произв. «Кол Нидрей», написанное по заказу ливерпульской еврейской общины). Среди инструментальных произведений популярны Скрипичные концерты и «Шотландская фантазия».
Сочинения: оперы - Шутка, коварство и месть (Scherz, List und Rache, по зингшпилю Гёте, 1858, Кёльн), Лорелея (1863, Мангейм), Гермиона (по Зимней сказке Шекспира, 1872, Берлин); для голоса и оркестра - оратории Моисей (1894), Густав Адольф (1898), Фритьоф (1864), Одиссей (1872), Арминий (1875), Песнь о колоколе (Das Zied von der Glocke, 1878), Огненный крест (1899), Пасхальная кантата (1910), Голос матери-земли (Die Stimme der Mutter Erde, 1916); для орк. - 3 симфонии (1870, 1870, 1887); для инструментов с оркестром - для скрипки - 3 концерта (1868, 1878, 1891). Шотландская фантазия (Schottische Phantasie, 1880), Adagio appassionato, для виолончели., еврейсая мелодия Кол Нидрей (1881), Adagio на кельтские темы, Ave Maria; Швед. танцы, Песни и танцы на рус. и швед. мелодии для скр. и фп.; вок. циклы, в т. ч. Шотландские песни (Schottische Lieder, 1863), Еврейские мелодии (Hebraische Gesange, 1859 и 1888) и др.
CD: